Желание освобождения

Желание освобождения

Если мы признаём, что этот материальный мир — место страдания, то нам необходимо рассмотреть вопрос о том, как выйти из этого ужасного состояния. Поэтому мудрец Прабуддха продолжает говорить царю Ними:

Тот, кто действительно хочет обрести подлинное счастье, должен найти истинного духовного учителя и принять его покровительство, получив от него посвящение. Духовным учителем может считаться тот, кто, размышляя над писаниями, глубоко постиг их смысл и потому способен убедить других в истинности выводов писаний. Истинными духовными учителями являются великие личности, которые, отбросив все материальные соображения, нашли прибежище в Верховном Господе. Чтобы выполнить миссию своей жизни — перенестись в сферу духовного блаженства, каждый должен попытаться найти такого духовного учителя.
Шримад-Бхагаватам, 11.3.212*

Мудрец Прабуддха объяснил царю Ними, что каждый, кто действительно хочет решить жизненные проблемы и достичь подлинного счастья, должен найти настоящего гуру. Если человек не придаёт большого значения решению жизненных проблем, таких как рождение, болезни, старость и смерть, ему нет никакой надобности обращаться к гуру.

На самом деле для того чтобы начать выходить из нашего несчастного состояния, мы должны сначала признать, что этот материальный мир — место страдания и что мы находимся в бедственном положении. Если мы этого не понимаем, то не будем искать выхода из него. Даже если кто-то придёт и предложит свою помощь, нас это не заинтересует. Если мы не признаём, что больны, мы не будем принимать лекарство, предложенное врачом.

Те, кто может нам помочь, существуют. Не все находятся в бедственном положении. За пределами этого океана страданий существует Верховная Личность. Не будучи связанным условиями океана материальной жизни, Он создаёт нам все возможности для освобождения. Руководствуясь безусловной любовью ко всем живым существам, Он посылает Своего представителя, призванного спасти нас.

Представитель Верховного Существа также не хочет, чтобы мы страдали, переживая рождение, болезни, старость и смерть. Он знает, что в действительности мы — вечные духовные души, в данное время находящиеся в материальных телах. Мы не тело и не ум. Мы — неотъемлемые частицы Верховной Души, но отчаянно пытаемся быть независимыми господами и управляющими материального мира. Мы призваны быть любящими слугами Верховного Господа, но сейчас мы отчаянно пытаемся выжать счастье из материальных вещей и отношений. И в результате, вместо того чтобы быть счастливыми вместе с Всевышним, мы страдаем во временном материальном измерении, и причина наших страданий — ложное господство и эгоистические желания.

Возможно, мы недостойны спасения, но гуру всё равно хочет спасти нас. Как врач, владеющий методом лечения болезни, он также говорит людям, которые не знают, что больны: «Слушайте, у вас большая проблема. Вы серьёзно больны. У меня есть лекарство, и я могу вам помочь».

Если мы хотим быть спасены, мы должны найти такого сострадательного духовного врача. Мы должны искать настоящего целителя, и мы должны пройти необходимое лечение. Если мы будем следовать этому простому процессу, то достигнем настоящего счастья.

Человеческую форму жизни иногда сравнивают с лодкой, а гуру — с опытным лодочником или капитаном, под руководством которого наша лодка может пересечь океан рождений и смертей. Корабль не может пересечь огромный коварный океан без капитана, и так же человек не может решить жизненные проблемы, не приняв прибежища в истинном гуру. У нас должно быть достаточно смирения, чтобы признать: мы не можем выйти из этого состояния страдания своими собственными силами, с помощью размышлений, йогической гимнастики или суровых аскез. Мы не можем сделать это в одиночку. Нам нужен гуру.

* Вариант перевода из книги А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады «Нектар преданности», глава 7. — Прим.переводчика.