Реальность материального мира

Реальность материального мира

В древнем ведическом писании Шримад-Бхагаватам мудрец Прабуддха даёт царю Ними очень поучительное наставление:

О царь, да будет тебе доподлинно известно, что в материальном мире нет счастья. Думать, что здесь можно найти счастье, значит совершать непростительную ошибку, ибо здесь нет ничего, кроме страданий *.

В этом материальном мире мы постоянно испытываем различные страдания, это очень легко понять. Один из источников страданий — другие живые существа. Нас изводят члены семьи, друзья, коллеги по работе, правительственные чиновники. Нас донимают не только люди, но и другие живые существа. Мы стараемся уйти от людей подальше, в горы, и медитировать, а на нас набрасываются комары. В нашем теле живут различные микробы, вызывающие болезни. Избавиться от всех живых существ, причиняющих нам страдания, в сущности говоря, невозможно.

Второй источник страданий — это ум. Он беспокоит нас, даже когда мы пребываем в полном одиночестве. И днём и ночью ум постоянно рождает разные мысли и тревоги. Иногда мы просыпаемся и не можем уснуть от сильного беспокойства, причиняемого нам нашим умом.

Разнообразные природные факторы также причиняют нам страдания. Летом погода бывает очень жаркой и влажной. Когда идут дожди, становится грязно, мокро и сыро. Я уж не говорю о таких стихийных бедствиях, как ураганы, наводнения, смерчи, извержения вулканов, землетрясения и т. п. Все они причиняют страдания живым существам.

Кроме перечисленных источников страдания мы также вынуждены иметь дело с четырьмя неизбежными реалиями — рождением, болезнями, старостью и смертью. Чтобы прийти в этот мир, мы должны девять месяцев скрючившись сидеть в утробе, после чего с муками протискиваться через родовой канал. Затем мы должны расти и испытывать всё новые и новые трудности. На нашем пути нас поджидают всевозможные неприятности и болезни, от зубной боли до рака. И если нам удаётся их пережить, мы получаем в награду старость, когда мы вынуждены медленно терять свои зубы, остроту зрения и слуха, физическую силу и резвость и даже контроль над мочеиспусканием. В конце концов мы полностью теряем контроль над телом, подходя к моменту неминуемой смерти.

В момент рождения все попадают в эту тюрьму, и все мы ждём своей очереди в камере смертников. Время от времени мы слышим крики умирающих, но стараемся поскорее забыть об этом, потому что не хотим помнить о том, что мы приговорены к смерти. Мы испытываем потрясение, узнав, что кто-то умер, не можем поверить, когда нам говорят, что кто-то из наших близких умирает от неизлечимой болезни. Узнав, что наступила наша очередь уходить, мы сопротивляемся этому всеми силами.

В Бхагавад-гите (2.27) Верховный Господь говорит: «Тот, кто родился, непременно умрёт», и мы все знаем, что это правда. Если человек приходит к врачу, а врач говорит: «Ваши дни сочтены», человек приходит в ужасное волнение. Но на самом деле вы начинаете умирать с момента рождения. Нам это не нравится, но мы все приговорены к смерти и просто ждём своей очереди, вот и всё. Время от времени мы слышим плач в одной из камер нашего блока, но продолжаем играть в карты, смотреть телевизор и болтать друг с другом, пытаясь забыть, что однажды за нами тоже придут. Иногда мы наблюдаем, как мимо проносятся кареты скорой помощи, увозящие кого-то из камеры смертников. Единственный способ выйти из камеры смертников — смерть. Другого выхода нет, как нет обратного пути.

Но удивительнее всего то, что каждый думает: «Только другие умирают, не я». Тем не менее люди продолжают стареть, стареть, стареть, приближаясь к смерти. Молодая женщина, прекрасная, как цветок, в свои шестнадцать лет, к восьмидесяти превращается в безобразную старуху. Она пытается вспоминать: «Когда я была молода…» А потом приходит смерть.

И самое большое счастье, которое мы знаем в этом мире между рождением и смертью, это временное отсутствие страданий. Мы думаем: «Сегодня я счастлив. У меня не болит голова. Никто меня не беспокоит. Мой ум не беспокоит меня, и погода хорошая!» Другими словами, если отнять страдания, то, что останется, называется «счастьем». Мы находимся примерно в том же положении, что и человек на «погружном стуле». В старые времена в Америке заключённых сажали на стул и несколько раз погружали в воду. Наше так называемое счастье в этой материальной жизни можно сравнить с тем, как заключённый, которого вынули из воды, жадно ловит ртом воздух. Временное облегчение, которое он чувствует после погружения, кажется таким прекрасным! Но проходит совсем немного времени, и мы снова погружаемся в океан материальных страданий. Такую жизнь нельзя назвать счастливой, это очень несчастная жизнь.

На самом деле в материальной жизни нет настоящего счастья. В ней есть только временное, мимолётное наслаждение в океане страданий.

* Заключение стихов Шримад-Бхагаватам (11.3.18-20), приведённое А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой в главе 7 его книги «Нектар преданности». — Прим. переводчика.